Всем сёстрам по серьгам

Здравствуйте, я преподаватель со стажем в 5 лет и опытом работы в разных местах. От обычной сельской государственной школы до пафосной частной и индивидуального репетиторства. И я задолбалась. Задолбали меня родители детей и их какие-то совершенно мифические представления о том, как нужно правильно преподавать.

Я не буду сосредотачиваться на проблемах воспитания и вседозволенности у современного поколения детей. Искренне надеюсь, что это временный, переходной этап от советской «строевой» школы до школы новой гуманистической, где не будет прессинга личности со стороны учителя, но и учеников не будут настраивать: «Да учитель тебе — никто, и слова лишнего не смеет сказать!» Не буду говорить о перекладывании обязанностей по воспитанию с родительских плеч на плечи преподавателей. Тут любой адекватный человек понимает, что это абсурд. Я хочу обратить внимание на священную корову под названием «индивидуальный подход к каждому ученику», которая вроде как сферическая и в вакууме очень правильная и нужная, но на практике не реализуемая, от слова «совсем». Казалось бы, народ у нас хотя бы школу заканчивал и знает основы математики, а поди ж ты, некоторые вещи до сих пор не очевидны всем.

Рассмотрим детальнее.

Обычная государственная школа. Класс — около 30 человек. Урок длится 45 минут + 10 минут стандартный перерыв. Если рассматривать индивидуальную работу, то на каждого ученика приходится около полторы минуты. Это на повторение предыдущего материала, объяснение новой темы, решение задач и упражнений по новой теме и запись домашнего задания (а опционально ещё и проверку предыдущей домашки). Эффективно? Ни разу нет. Задерживать ребенка после урока для «индивидуального подхода»? Издевательство над ребенком, которому, вообще-то, нужно отдохнуть и переключить мозг за время небольшого перерыва. Задерживаться преподавателю после всех занятий? Издевательство уже над преподавателем: ему никто эти часы не оплатит, а если с каждым учеником заниматься ещё дополнительно индивидуально, из школы можно выйти к 8 вечера. Куда эффективнее работать со всеми вместе по более-менее подходящему общему шаблону: можно успеть и тему дать, и упражнения объяснить, и домашку записать. Максимум индивидуального подхода — объяснения и обсуждение выполнения задания, когда ученик выходит отвечать к доске (не больше пары минут), да ещё когда все выполняют упражнения, а преподаватель прогуливается между рядов и проверяет, подсказывая и дополнительно объясняя, если нужно.

Частная пафосная школа. Класс ощутимо меньше — 15−17 человек. Да ещё и дети воспитаннее, как минимум в том плане, что не лезут драться друг с другом, когда преподаватель сделал шаг за пределы класса. Урок всё так же 45 минут плюс перерыв 15. На каждого ребёнка по 3 минуты, плюс, если на пару минут задержаться с ним на перерыве, не так уж и страшно. Время, которое можно выделить ученику индивидуально, с подходом вот лично под него, увеличивается, но эффективность всё ещё стремится к нулю. Можно успеть подсказать что-либо слегка запутавшемуся ученику, но совершенно не понимающему учебный материал или пропустившему несколько предыдущих тем, или ещё что подобное, вряд ли поможешь.

Кружок или какое-либо учебное учреждение типа музыкалки или художки. Общие занятия в группах около 10 человек. Урок 45 минут, после урока других занятий может не быть, так что задержка на пару минут некритичная. В среднем на ученика уходит около 5 минут — это уже какой-то минимум для адекватного индивидуального общения, а дополнительные пара минут после урока опять же не критичны. В целом, может получиться до 10 минут индивидуального общения, уже можно что-либо быстро объяснить с тем самым пресловутым индивидуальным подходом.

Частное групповое занятие, 2−3 человека и 45 или 60 минут, в зависимости от запросов родителей. От 15 минут и больше на каждого. В принципе, даже в ситуации, когда группа детей напоминает лебедя, рака и щуку, можно разрулить без потери эффективности процесса обучения.

Ну и частное индивидуальное занятие. 45 или 60 (опять же, зависит от запросов родителей) минут лично на вашего ребёнка. Думаю, объяснения излишни.

Я не спорю, что индивидуальный подход в обучении — принцип очень правильный. Но реализуем он только в индивидуальном или приближенном к нему обучении. И это не чей-либо злой умысел, профнепригодность или нежелание работать, а объективная закономерность. У преподавателя обычной государственной школы не то что нет возможности его применять, у него нет даже времени его искать. У преподавателя частной — тоже не особо. Хотя он, безусловно, в более выгодном положении. О каком-либо индивидуальном подходе на постоянной основе можно говорить только тогда, когда группа не больше 10 человек.

Поэтому, дорогие родители, пожалуйста, не задалбывайтесь и не задалбывайте нас, учителей, своими теоретически правильными, но на практике совершенно не реализуемыми требованиями. Хорошей учёбы вашим детям!

Read Full Article

Случайное фото

art9.jpg

Фотография - настощее искусство. Тонкостей в нем не меньше, чем в живописи или музыке. Подготавливая к публикации ряд статей, посвященных фотографии, я не мог не сказать о композиции. Чувство композиции сродни музыкальному слуху - он либо есть, либо его придется развивать, компенсируя недостаток трудолюбием и опытом. Одни фотографы утверждают, что научиться "эстетическому восприятию" невозможно, другие апеллируют к теории построения композиции. Но, как говорится, на "профи" надейся, а сам не плошай. Прежде всего, вам придется много думать и критически относиться к себе. Только так вы сможете добиться хорошего результата. В отличие от живописи, где для создания картины нужен талант, в нынешней фотографии каждый может почувствовать себя творцом, нажимая на единственную кнопку. Профессиональный фотограф отличается от новичка не только качеством камеры. Творить чудеса можно и с "мыльницей", и, если вы прислушаетесь к моим словам, возможно, вы сделаете небольшой шажок к профессионализму.